Советы психолога: Арт-терапия для вашего малыша
А что же делать малышам 2-3 лет, которые только-только из маминых рук переходят в новую жизнь, в такой незнакомый им мир. В дошкольных учреждениях педагоги сегодня стараются создать все условия для скорейшей адаптации детей к детскому саду, но этого мало. Родителям уже с раннего возраста необходимо начинать подготовку детей к жизни в социуме. А что для этого надо? Надо привлечь внимание и интерес малыша. Как добиться того, чтобы малыш спокойно и с удовольствием шел в детский сад? Давайте разберемся…
Основными видами деятельности для детей раннего возраста являются:
- предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
- экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, крупы, тесто и пр.);
- общение со взрослым;
- совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
- самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.);
- восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок;
- двигательная активность.
В Сморгонском центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации в рамках оказания ранней комплексной помощи проходят комплексные развивающие занятия «Вундердетки». Учитывая возрастные и психологические особенности детей раннего возраста, деятельность, организованная нашими специалистами ритмична (двигательная и умственная деятельность чередуется). Занятие состоит из трех блоков, каждый из которых длится 10-15 минут. Начинает учитель-дефектолог, заканчивает занятие педагог-психолог. Цели и задачи, стоящие перед специалистами центра, в первую очередь, направлены на передачу родителям педагогических знаний и опыта на практике. Одним из блоков является занятие с использованием методов арт-терапии.
Методы арт-терапии применяются с дошкольниками разного возраста, и именно с малышами они действуют безотказно. Арт-терапия представляет собой комплекс психотерапевтических методов и приемов, ключевой особенностью которых является активное задействование искусства. Занимаясь творчеством, ребенок не только помогает взрослому понять свои проблемы, но и сам решает их, то есть лечит сам себя, при этом получает новые эмоции и сенсорный опыт.
Основные цели арт-терапии – самовыражение, расширение личного опыта, самопознание, гармонизация личности. Известно, что произведения искусства помогают избавиться от страха, отвлечься от проблем, поэтому взрослые люди включают классическую музыку, наслаждаясь ее звуками, идут в музей и вглядываются в полотна. То же самое происходит и с ребенком. Эмоции, даже подавляемые, легко и безболезненно выходят наружу в процессе творчества.
Задачи, решаемые методами арт-терапии разнообразны:
- это может быть и диагностика психологической проблемы. На основании рассказа родителей и поведения малыша специалисту за ограниченное время бывает трудно определить, с чем именно он имеет дело. А анализ рисунков и поделок помогает получить ответы на многие вопросы;
- синхронизация работы полушарий головного мозга;
- организация помощи ребенку в управлении своими переживаниями и чувствами. Взрослые знают – бывает, достаточно выговориться, чтобы стало легче. Терапия искусством поможет даже неговорящему малышу «выговориться» посредством творчества;
- обеспечение контактов: ребенка и специалиста (или родителя), ребенка и внешнего мира;
- раскрытие и развитие творческих способностей;
- повышение самооценки и реализация эстетических потребностей, снижение агрессии у детей.
Использование элементов такой терапии возможно не только профессиональными психологами. Даже дома несложно помочь малышу справиться с психологическими проблемами при помощи творчества. Для этого нужно подобрать самые простые задания, соответствующие возрасту их ребенка.
В нашем центре методы арт-терапии оказались очень полезными для детей с особенностями в развитии, которым в процессе занятий удается раскрыть свой внутренний мир, свои эмоции. Для таких детей это один из необходимых инструментов в развитии, стабилизации эмоционального состояния.
Чтобы арт-терапия принесла наилучший результат, следует грамотно подойти к организации занятия, сделать так, чтобы малыш чувствовал комфорт, безопасность, чтобы ему было интересно и весело. Важно проявить терпение, ни в коем случае не кричать на ребенка, не требовать от него соблюдения каких-либо надуманных «правил». На то терапия и творческая – чтобы малыш мог творить! Только в этом случае он сможет раскрыться и поделиться своими самыми сокровенными переживаниями.
Среди различных форм и приемов работы можно выбрать такие, которые будут по душе конкретному малышу, выполняться им с удовольствием, а виды деятельности лучше всего чередовать, чтобы не допускать скуки. Предоставив ребенку свободу творчества, можно ожидать положительного эффекта. При построении занятия использовать следует любой из двух основных приемов: дать малышу конкретное задание (например, нарисовать животное), но не особо ограничивая его в технике; ничем не стеснять малыша, дать ему, к примеру, краски и лист бумаги, чтобы он сам изобразил то, что посчитает нужным. Какой из этих приемов выбирать – каждый решает сам. Это зависит от индивидуальных особенностей ребёнка. При регулярных занятиях со временем он сам начнет испытывать потребность в том, чтобы поделиться впечатлениями. Мама должна понимать, что детально проанализировать детские работы она едва ли сможет, но интерес, общение и дружелюбная атмосфера сделают свое дело и помогут решить некоторые психологические проблемы.
Для работы с малышами в нашем центре, в рамках оказания ранней комплексной помощи специалисты используют такие виды арт-терапии, как сказкотерапия, песочная терапия, изотерапия (использование различных форм рисования, включая лепку, роспись, рисунок), музыкотерапия. В домашних условиях можно использовать элементы всех этих направлений. Чаще всего используется работа с художественным творчеством, дающая возможность расслабиться, проявить себя, отказаться от общепринятых рамок и раскрыть свою личность. Полезна и танцевальная терапия (кинезитерапия), которая помогает выразить эмоции и переживания в спонтанных движениях, обрести свободу, избавиться от застенчивости и комплексов, сбросить груз негативных эмоций. Групповые занятия позволяют детям научиться общению.
Елена Мишина, педагог-психолог ЦКРОиР.
Фото из архива ЦКРОиР.