Увидеть Париж благодаря Счастному
С Владимиром Григорьевичем Счастным познакомились на почве любви к театру. Все пишут и знают его как дипломата, общественного деятеля, переводчика. И мало кто знает, что он писал пьесы под псевдонимом Дроздов (фамилия его матери). К сожалению, эти пьесы ставили только в двух театрах Беларуси — в Витебске и Молодечно. Их режиссером был Виталий Барковский, тогдашний главный в театре имени Якуба Коласа. Сейчас работает в Смоленске.
Первое произведение Счастного и Барковского «Шагал, Шагал…» произвело фурор в театральном мире. Спектакль был показан за границей, и поступило предложение на его годовые гастроли по Европе. Но театр отказался.
Однажды на фестивале в Москве играли «Шагала», и молодые критики обрушились с критикой. Режиссера не было, и я вступила в дискуссию, защищая белорусский спектакль. Отстояла. После этого ко мне подошел Счастный поблагодарить и познакомиться. Был по служебным делам в Москве.
С этого момента началась наша дружба. Я рецензировала все спектакли по его пьесам. Более того, мы нашли много общих тем. В те времена (90-е годы ХХ века) Беларусь была членом организации «Международный институт театра» при ЮНЕСКО. Каждый год в одной из стран-участниц выпускался на английском языке толстый сборник статей о театре. Мне периодически делали заказы писать о Беларуси и опубликовали не меньше 6 моих материалов. Оказалось, что Счастный все это читал, не зная меня лично, так как был Председателем Национальной комиссии Республики Беларусь по делам ЮНЕСКО. Позже я даже получила грамоту в благодарность за работу.
Мы часто встречались на премьерах в театре имени Янки Купалы, беседовали об искусстве. Иногда он приглашал меня в кафе при Кондитерской на проспекте Независимости. Как всякий дипломат, был сдержан в оценках, закрыт, но скрыть своей любви к живописи, архитектуре и театру не мог.
Однажды спросил, что в моей жизни не осуществилось в глобальном масштабе. Я сказала, что учу студентов истории искусства по книгам и никогда не видела ничего за пределами Беларуси своими глазами. Он сказал, что надо подумать. Об этом разговоре мы забыли, но однажды он позвонил и сказал, что если я куплю автобусный тур по Европе, он поможет мне увидеть Париж. Я купила экскурсию, доехала до Парижа. Там меня встретил консул по культуре и отвез в белорусское посольство, где мне был приготовлен крохотный номер под самой крышей. Автобус поехал по своему маршруту, а мною пять волшебных дней занимался консул Игорь. Возил по экскурсиям и музеям, рассказывал. Один день я была только в Лувре, один день — в музее Орсе, на Эйфелеву башню смотрела с Монмартра. «Увидеть Париж и умереть». Нет, только не умереть. Мы ходили по улицам и в кафе. Мне это не стоило ни копейки. На обратном пути автобус с нашими туристами меня забрал, и я вернулась домой.
Не знала, как благодарить Владимира Григорьевича Счастного за этот царский подарок. Он был по существу одиноким человеком. Жил с мамой в собственном доме. В последние годы работал над каким-то затейливым словарем. Когда мы встречались на каком-нибудь мероприятии или фуршете, сразу же подходил ко мне, и мы успевали о чем-нибудь поговорить. Светлый был человек.
Татьяна ОРЛОВА,
театральный критик, профессор, доктор филологических наук.