Шёл далёкий 1994 год. Я, первоклашка, проводила свои зимние каникулы в деревне у бабушки. На улице было ненастно. Смеркалось. Пока бабушка топила печку и готовила ужин на плите, я сидела в кресле и рассматривала зачем-то купленный в магазине пакет синьки. Куплен он был лично мной без видимых на то причин. Хотя нет, причина была. После покупки нескольких буханок хлеба у меня оставалась небольшая сдача. И я, как обычно это любят дети, купила «хоть что-нибудь». Волею судьбы «хоть чем-нибудь» оказался именно пакет синьки за рубль.
«Малый» бизнес, или Выручка в 500%
Я сидела в кресле и играла с запакованным в прозрачной клеёнке синим веществом. Переворачивала пакет, как песочные часы, то вверх, то вниз. Синька красиво пересыпалась, маленькие крупинки разлетались и снова собирались в комок.
Именно тогда мне пришло в голову, что на синьке я могу заработать свои первые карманные деньги. Мне казалось, что только в нашем деревенском магазине синька продаётся всего по рублю. А в городе, должно быть, этот товар стоит в разы дороже. «Куплю несколько пакетов и поеду продавать в город», - пришла гениальная мысль в мой ярко выраженный математический ум.
Назавтра на крыльце магазина я стояла раньше, чем продавщица успела его открыть.
- Ты за хлебом? Вчера весь разобрали. Привоз только завтра», - опередила меня «магазинщица» Юзя (так её называли в деревне).
- Нет, я за синькой, - удивила я тётю Юзю.
Продавец открыла магазин и достала из-под прилавка коробку с красителями. Я купила столько, сколько вместилось в мою сумку. Не помню точно, но минимум 10 пакетов туда точно вошло. Довольная, я шла домой по широкому заснеженному полю и представляла, как сколочу на синьке целое состояние. Продам эту, потом куплю еще, потом еще…
И вот день, когда всё должно было сбыться, наступил. Бабушка сбила масло и отправила деда на рынок в город продавать. Вместе с дедом реализовывать свой товар поехала и я. Доехали благополучно. Вышли из автобуса и направились в сторону рынка. Дед идёт быстро, я едва успеваю сзади с огромной сумкой. Скользко. В моём черном полушубке постоянно растягиваются пуговицы, шапка сползает с ушей… И дед напрочь отказывается помогать нести мне мою поклажу. Иду, ворчу, плачу… Но мысль о чистой прибыли придаёт бодрости и сил.
На рынок пришли. Заняли место. Дед выложил на прилавок килограммовые кругляши ярко-жёлтого масла с красивым орнаментом сверху, которые бабушка делала краем ложки. Рядом с маслом я разложила свой, не менее стратегический товар. Стали подтягиваться покупатели. Но вот беда. Масло стали раскупать, а синькой никто не интересуется. Что-то пошло не так. Я стояла и не могла понять отсутствие спроса на синьку. Неужели одежду никто не красит? И тут ко мне подошёл мужчина и спросил, по чём синька. Понимая, что это мой первый и последний покупатель, я решила заработать на нём максимальную сумму. «По пятьсот рублей пакет!» - ответила я. Мужчина округлил глаза и отошёл. А я не могла понять, почему он не купил такой нужный в хозяйстве товар. Это ж вам не масло какое-нибудь! Это ж синька!
Дед продал всё, что у него было, а я с полной сумкой синьки вернулась домой. Вся родня смеялась надо мной, а я обижалась и не могла понять причину этой иронии. Ведь всё же продумано было! Где просчиталась – не понимала.
Говорят, объяснение всем человеческим поступкам нужно искать в детстве. За свои более чем тридцать лет я больше никогда не пыталась ничего продать, и даже ни разу не была консультантом «Орифлейм». Коммерция – не моя стихия. Я поняла это еще тогда, в 90-е.
Татьяна ЧЕРНЯВСКАЯ.