Сказано
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— Мир дорого стоит. За него надо платить. Но вы можете не переживать. Мы никогда, наш народ и государство, не были так защищены, как сейчас. Как оно будет, если, не дай бог, вспыхнет война, это уже все будет зависеть от нас. Система выстроена, есть Вооруженные Силы, мобилизационный резерв, территориальная оборона, народное ополчение. Все выстроено. Вооружение, боеприпасы на местах розданы, складированы. На данном этапе всего достаточно. У нас всегда была Военная доктрина нашего государства. Мы концептуально разрабатывали подходы защиты нашего государства, в том числе вооруженной защиты. Мир изменился. И мы должны свое законодательство приводить в порядок. Под это законодательство подстраиваться и совершенствоваться.
В ходе рабочей поездки в Борисовский район и общения с трудовым коллективом СЗАО «БЕЛДЖИ», 19 января 2024 года.
Мир вернулся во времена, когда военная сила стала главным аргументом при выстраивании межгосударственных отношений. Когда мирного неба над головой желают отнюдь не дежурно, а понимая, насколько велики нынче риски и угрозы. Когда вновь всерьез заговорили о третьей мировой войне, угрозе применения ядерного оружия, когда воюет Украина, бряцает оружием Польша, а НАТО вдоль белорусских границ проводит серьезнейшие учения, важно досконально, едва ли не по пунктам понимать, как себя защитить. На заседании Совета Безопасности с участием Александра Лукашенко на минувшей неделе обсуждали новые редакции Концепции национальной безопасности и Военной доктрины Беларуси – двух стратегически важных документов.
Угрозы под разными ракурсами
Наша страна, подчеркивает заместитель начальника факультета Генерального штаба Вооруженных Сил Беларуси по учебной и научной работе Андрей Богодель, находится на стыке силовых линий набирающей обороты военно-политической напряженности. Неспроста любые изменения международной безопасности в регионе напрямую сказываются и на состоянии национальной безопасности страны. Эксперт ко всему прочему делает акцент: с началом специальной военной операции на Украине существенно расширился спектр источников опасностей и для Беларуси.
– Наибольшие опасения вызывает проводимая Варшавой беспрецедентная милитаризация государства, наращивание военных ресурсов, планируемое двукратное увеличение численности армии, – отмечает он. – Мы тоже увеличили свою армию. Кроме того, и события, происходящие на постсоветском пространстве, на Ближнем Востоке и в Африке, дают полное понимание того, что в условиях современного противостояния Запада и Востока, террористической угрозы, гибридных и прокси-войн удержание государственного суверенитета в одиночку становится практически невыполнимой задачей. Мы идем по пути коллективной обороны и развиваем ее, в том числе и в рамках Союзного государства, ОДКБ, СНГ. Для сохранения страны, ее независимости и субъектности было принято более двух десятков законодательных актов, направленных на обеспечение национальной безопасности.
Современные риски, вызовы и угрозы вынуждают нас посмотреть на происходящее вокруг наших границ под разными ракурсами. Определен круг явно недружественных союзов и государств (НАТО, США, Великобритания, Польша, страны Балтии, Украина), а также рассматриваются страны Восточной Европы как вероятные прокси-силы США. Учитывается роль транснациональных корпораций, международных фондов и возможность использования ими частных военных компаний для отстаивания своих коммерческих интересов. Кроме того, в доктрине определяются наши союзники, дружественные страны и союзы (Российская Федерация, КНР, ОДКБ, СНГ, ШОС). Определены также государства и международные организации, с которыми Беларусь развивает и намерена в дальнейшем углублять сотрудничество (ООН, страны Глобального Юга, БРИКС и другие). Военная политика нашего государства представлена как многовекторная, но при этом определен и характер взаимоотношений с нашими союзниками и друзьями.
Четкость реагирования
Это о предпосылках. Теперь о том, что сделано. Государственный секретарь Совета Безопасности Беларуси Александр Вольфович вводит в курс дела: Концепция национальной безопасности обновлена более чем на 70 процентов. Переработаны практически все главы – исходя из той военно-политической обстановки, которая сложилась в мире. Для корректировки документа было задействовано более 30 государственных органов, представителей научных учреждений, организаций, экспертов. Мало того, по поручению Главы государства задействована общественность – проведено более 70 дискуссионных площадок. Вопрос касается каждого! На тщательную проработку документа обращает внимание и генеральный директор Национальной библиотеки Вадим Гигин. При этом он напоминает, что и предыдущие редакции концепции признавались одними из лучших в мире:
– Это во многом и обеспечило четкость реагирования наших силовых и правоохранительных структур, в том числе и во время вызовов 2020 и 2022 годов. Хорошо, когда у отдельного человека, командира, подразделения есть нужные порывы, но ведь действовать надо по определенной программе. Концепция национальной безопасности – это по сути профессиональная Конституция для всей системы нашего государства. Ее реализация – дело не только людей в погонах. Речь ведь там идет в том числе о политической, социальной, научно-технологической сферах… И об этом важно не забывать.
Беларусь миролюбивая
О новой Военной доктрине министр обороны Беларуси генерал-лейтенант Виктор Хренин говорит как о документе, который позволяет донести всему миру отсутствие у Беларуси враждебности к кому-либо, о ее миролюбивости: «Мы четко подчеркиваем и говорим в ней, что Беларусь ни один народ не рассматривает как своего врага, несмотря на действия их правительств». Мы ориентированы считать добрососедские отношения основой мира и спокойствия в регионе, а также благополучия в своей стране. И это, подчеркивает эксперт по национальной безопасности Александр Тищенко, самое главное:
– Мы никого не называем врагом заранее. Враг – это состояние. Потому оценивать будем по делам. Мы определяем действия, которые считаем опасными и, соответственно, враждебными для нас. Только при наличии таковых можем кого-то считать и называть недругом.
Наша цель – мир в нашем доме, независимость и территориальная целостность. Оборонять их всеми силами и возможностями – наши право и обязанность. Мы не собираемся ни на кого нападать, но даем понять, что стать нашим врагом будет трагическим выбором для любого. Наша военная политика должна быть ясна и понятна всем вокруг. Задачи стать сильнее всех у нас нет. Мы просто хотим быть крепкими, чтобы не превратиться в легкую добычу. И ядерный статус Беларуси тоже внес заметные коррективы в региональную повестку безопасности. Наши соседи притушили свой воинственный гонор, сбавили обороты и скорректировали военные планы на нашем направлении.
Как сохранить страну
Впрочем, не только об обороне. Политолог Вадим Боровик настаивает, что вызовов и рисков для Беларуси, на которые мы обязаны реагировать качественнейшим образом, хватает в других сферах:
– Духовно-нравственной, образовательной, экономической, социальной, военной. И это вопрос ко всему обществу. Везде вовлеченные в эти процессы ответственные лица и граждане должны понимать, что можно иметь достаточно мощные Вооруженные Силы, поддержку российских союзников, тактическое ядерное оружие, но, например, в сфере образования допускать проведение частью лиц деструктивной работы с молодыми людьми. И это угроза внутренняя.
Если у нас часть молодых людей станет получать не ту информацию, пропитываться экстремистскими, вражескими в отношении своей страны идеями, что тогда будет? Времена сегодня лихие, и я надеюсь, все понимают, что это не спекуляция с точки зрения электоральной кампании, когда говорят об историческом моменте для нашей страны. Момент нынче действительно напряженный, причем для всего мира. А значит, в такие времена нужно говорить о повышенной ответственности, дисциплине, качественном выполнении своих обязанностей, грамотном восприятии окружающей действительности, осознании собственной роли в обществе и роли нашей страны в мире, а также об ответственности перед обществом. Иначе страну мы не сохраним!