Афганистан в его судьбе
– Василий Николаевич, почему Вы выбрали профессию военного?
– В детстве мечтал стать офицером. После окончания школы поехал поступать в Орловское высшее военно-инженерное училище связи КГБ, сдал экзамены, но не прошел по конкурсу: на 1 место было 13 человек.
В ноябре 1976 года меня призвали в армию на срочную военную службу. Попал в пограничные войска, в Черновицкий пограничный отряд, который дислоцировался в Западной Украине. Учебный пункт находился в 15 км от города. Там на протяжении полутора месяца проводились занятия по всем дисциплинам, было стрельбище. В учебный пункт и обратно в город курсанты добирались пешком.
– Где служили потом?
– После учебного пункта меня вместе с другими военнослужащими распределили на пограничную заставу имени Василия Иванова, которая размещалась возле реки Прут, на границе Румынии, Молдовы и Украины.
На втором году службы в воинской части собрали группу из желающих поступать в военное училище. Я тоже записался в нее. Подготовка проводилась во Львове. На протяжении месяца занимались по предметам школьной программы.
– И куда Вы решили поступать?
– В то самое военное училище связи, которое находилось в Орле. Четыре года учебы пролетели быстро, и вскоре я молодым лейтенантом направился к месту дальнейшей службы – в Казахстан, на советско-китайскую границу, попал в роту пограничной связи Чунджинского погранотряда.
– Что было дальше?
– Вскоре со всего Восточного пограничного округа начали собирать военнослужащих, желающих поехать в командировку в Афганистан – организовывалась десантно-штурмовая маневренная группа для выполнения специальных задач на территории этой страны. Обстановка на границе была сложная: душманы переходили через реку Амударью на советскую территорию, устанавливали на дорогах мины, расстреливали детей, которые шли в школу, пасущийся скот. Поэтому вдоль границы СССР сначала на расстояние 50 км в глубину, а через полгода – на 100 км были выставлены пограничные гарнизоны, чтобы не допустить провокаций.
– Что представляло собой это подразделение?
– В состав десантно-штурмовой маневренной группы входили 208 человек. Это подразделение состояло из разных групп – минометной, саперной, противотанковой и других.
Перед выходом на боевую операцию бойцам выдавали боекомплект из 450 патронов, сухой паёк на трое суток. Спали под открытым небом, поэтому приходилось брать с собой подстилку или даже матрас. Ночью в Афганистане прохладно. Палатки у наших солдат появились потом. Даже спальники. Но они были ватные, тяжелые и большие – в один можно залезть вдвоем или втроем.
– Как готовили бойцов десантно-штурмовой маневренной группы?
– Перед отправкой в Афганистан в десантно-штурмовой маневренной группе прошли занятия по всем необходимым дисциплинам, в том числе беседа велась о военно-политической обстановке, жизни и быте афганцев.
Потом военно-транспортные самолеты «Ил-76» тремя рейсами перебросили военнослужащих из Алма-Аты в Душанбе – столицу Таджикистана. До городского поселка Московский доехали на автобусах.
«Штурмовики» жили в палатках. А доставляли их на территорию Афганистана двумя способами: на близкое расстояние – вертолетами, на большое – самолетами. Зона ответственности у советских военнослужащих была от Каспийского моря до Памира, где сходятся границы Индии, Пакистана, Афганистана. Вся группа никогда не вылетала на задание, обычно 80 - 100 человек.
– Когда Вы попали в десантно-штурмовую группу?
– В 1982 году и был там практически до октября 1984 года. Возглавлял ДШМГ Иван Барсуков, Герой Советского Союза. После Афганистана он был командиром Брестской пограничной группы. В Бресте похоронен на военном кладбище.
В 1984 я перешел в другое воинское формирование. Создавалась отдельная советская войсковая часть на территории Афганистана. Раньше такого не было. В нее набрали тех, кто был обстрелян, воевал. Меня назначили начальником связи этой части. Дислоцировалась она в Гульхане - приграничном афганском районе в горах Памира.
Начальник связи в первую очередь обеспечивал связь руководству. Станции были большие, коротковолновые и маленькие – для связи внутри подразделений – минометного, инженерно-саперного, противотанкового взвода, взвода связи. В войсковой части также были разведчики, врачи и три боевые группы, около 60 человек в каждой. Они работали самостоятельно.
– Какие задачи выполняли?
– Советским бойцам приходилось бороться с караванами, которые шли из Пакистана, Ирана, Китая, доставляли все необходимое афганским моджахедам. Носильщики, а их было от одной до пяти тысяч, двигались пешком, тащили на себе боеприпасы, взрывчатку, оружие, снаряжение, еду под охраной 30 вооруженных людей. Караваны двигались в основном ночью, но их все равно обнаруживали, хорошо работала разведка. А потом уничтожали.
В зоне ответственности советской войсковой части были газопровод, который шел с территории Узбекистана в Афганистан, и линия электропередачи. Душманы периодически взрывали столбы, трубы, а также расстреливали колонны с советской техникой. Сначала они подбивали танки сопровождения, первый и последний, а потом расстреливали бензовозы и другую автомобильную технику, после чего уходили. «Духи» хорошо маскировались. У них были подготовлены позиции. Использовали даже вырубленные в скале пещеры, которые существовали во времена Александра Македонского, и могли разместить в себе от 200 до 500 человек.
– Как были подготовлены душманы?
– Они хорошо использовали не только радиостанции, но и дымовые сигналы разных цветов. На вооружении у афганцев были советские автоматы АК-74, китайские автоматы, американские винтовки «М-16» и английские винтовки. На английских винтовках устанавливался оптический прицел и прицел для борьбы с воздушными целями. Стрельба велась, как правило, разрывными пулями. Ими снабжал Пакистан.
– Было ли прикрытие советских воинов с воздуха?
– Советских воинов, которые высаживались в ущелье, прикрывали вертолеты «МИ-26» и «МИ-8». Группа передвигалась только пешком и за сутки проходила до 30 км. Для отдыха выбиралось самое высокое место, с которого открывался хороший круговой обзор. После ночлега бойцы двигались дальше, в район выполнения боевого задания. Впереди себя они обычно посылали афганских военных.
С апреля 1982 по октябрь 1984 года в группе погибли 33 человека, более 70 бойцов было ранено. Из них половина – тяжело. На всю жизнь остались инвалидами.
– Василий Николаевич, когда Вы покинули Афганистан?
– С территории Афганистана я ушел в мае 1986 года и продолжил службу в Казахстане, а после паспада СССР – переехал в Беларусь, на Родину.
Афганский период службы Василия Поджарова
Василий Поджаров (справа) вместе с сослуживцем Иваном Семеновым
Начальник штаба Павел Ушкалов, Василий Поджаров, начальник мотоманевренной группы Константин Петров
Беседовал Юрий ЯНУШКЕВИЧ
Фото автора и из архива Василия ПОДЖАРОВА
Интересные и актуальные новости Сморгонского района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!