Счастье шить. История сморгонской мастерицы, которая создаёт куклы и одежду

 

Счастье шить. История сморгонской мастерицы, которая создаёт куклы и одежду

Люди Сморгонщины
05.11.2023
2675

Ученые доказали, что красивая одежда поднимает настроение и дарит уверенность в себе. Хочешь снять душевное напряжение – купи новый наряд.

А в народе издавна говорят: «Встречают по одежде – провожают по уму». Наш внешний вид нередко может рассказать о том, что мы хотели бы поведать миру и о чём хотели бы умолчать. Это убеждение подтверждает и известный испанский писатель Сервантес: «Платье и облачает, и разоблачает человека».

В таком случае понимаешь великую роль швей и портних. Создать из непонятных тряпочек нечто осмысленное, красивое, оригинальное – настоящее искусство!  Развитый глазомер, чёткая координация рук, острое зрение и творческая жилка – далеко не всё, чем должен обладать человек, который создаёт одежду.

IMG_9193.JPG

Голь на выдумку хитра

Елена Стасюлевич родилась в семье  военнослужащих  в Амурской области, в городе Райчихинск. Малышка с юных лет обожала наряжать своих пупсов в красивые наряды. В ход шли все кусочки-тряпочки, которые попадали ей в руки. 

Потом семья переехала на Украину, в Болград. Мама Лены там подружилась с женщиной, которая хорошо шила. Мама была её заказчицей, а потом – ученицей.  Да и 11-летняя Лена присматривалась к работе швеи, которая ненавязчиво сеяла в душе девочки ростки швейного мастерства. 

Платье для выпускного бала 17-летняя девушка создала себе сама. Без сторонней помощи сделала эскиз, выкройки, покроила и пошила. Платье было из атласа, розового цвета, юбка – «солнце», а главное украшение – лучики, отходящие от шеи к плечам, расшитые бусинками вручную. Модель подсмотрела  у… Розы Рымбаевой, известной певицы из Казахстана. В этом наряде артистка выступала на одном из концертов, который транслировался по черно-белому телевизору.

«Мы тогда жили в Польше, в городке Борне-Сулиново. Платье я стала создавать от крика души, - вспоминает Елена Стасюлевич. - В магазинах – шаром покати. Нечего купить, поэтому и решилась себя украшать сама. А вот босоножки у меня и всех одноклассниц, были одинаковые, в пору дефицита их привезли из Советского Союза всем восемнадцати девочкам выпускного класса».

После школы Лена направилась в училище  №93 города Минска. Училась на швею-мотористку. Спустя годы женщина, улыбаясь, говорит, что там её научили делать ровные строчки, а вот секреты самого ремесла пришлось постигать самостоятельно.

Вскоре после училища Елена вышла замуж, родила ребёнка. Серьёзный поворот произошёл тогда и в её профессиональной судьбе. В середине 1980-х годов объявили о большой всесоюзной стройке в Сморгони и о бонусах, которые предлагались строителям – жильё, работа, соцпакет.

Вскоре молодая семья оказалась в Сморгони, Елена пошла ученицей в стройтрест №41, вмиг освоила работу плиточника-облицовщика. Днём клала плитку, а по вечерам  садилась за швейную машинку. Обшивала семью, брала заказы у знакомых. Во времена тотального дефицита хорошую вещь в магазине было не купить.

Нянечка, продавец, сторож – в «послужном списке» моей героини есть и эти профессии. «Но не от большого желания я их осваивала, так складывались обстоятельства, - признаётся Елена Евгеньевна. – А вот швейное дело – это моё! Оно меня зажигает и увлекает. Я в нём – как рыба в воде».

«Смотрите, в наших костюмах – танцоры в телевизоре!»

В «сложные 90-е» она устроилась к частнику, который стал разворачивать в Сморгони швейный бизнес. Спустя несколько лет продал его другому владельцу, и большинство швей перешли к нему работать.

«Тогда, тридцать лет назад, судьба меня свела с Ириной Игнатович, прекрасной закройщицей, которая стала моим главным учителем в швейном деле. Благодаря ей я научилась кроить. Поначалу побаивалась, но Ира меня подбадривала: «Чего боишься? У тебя всё получится!», - рассказывает Елена Стасюлевич. – Знаете, очень важно, когда в жизни появляется человек, который способен поддержать тебя, помогает вырасти. Мне в этом плане повезло. С Ириной Михайловной мы не только коллеги, но и подруги…

IMG_9199.JPG

IMG_9079.JPG


В начале 2000-х я уехала в Минск, нашла работу вахтовым методом: неделю в столице шила, неделю – дома. Выполняла заказы, которые брала для меня Ира.

Но однажды к нам пришло осознание: хватит работать «на дядю», пора открывать своё дело. Зарегистрировали ИП. С двух швейных машинок, двух китайских оверлоков и домашнего утюга начали бизнес в комнате, которую сняли в общежитии.

…И пошли заказы. Индивидуальный пошив, ремонт одежды. Количество клиентов росло, не стало хватать рук, чтобы всё выполнить в срок. Через год женщины решили из индивидуальных предпринимателей превратиться в частное унитарное предприятие «Сафорина», чтобы спокойно набирать к себе людей. Возглавила ЧУП Ирина Игнатович.

На предприятии стали обновлять оборудование. Брать более серьёзные заказы. К слову, в прошлом году ЧУП превратилось в ООО с головным офисом в Минске.

Вот уже на протяжении пяти лет сморгонские швеи создают мужскую одежду под брендом dislabel. Пуховики, куртки, брюки, спортивную одежду, шорты…

- Мы даже сами разрабатываем лекала. Продается это одежда, в основном, в интернет-магазинах. Сейчас мы сами клиентов не ищем. Только успевай выполнять плановый заказ. Наше производство разрослось до двух цехов, - уточняет Елена Стасюлевич. – От индивидуального пошива пришлось отказаться, но продолжаем делать ремонт одежды. Если бы и от этой услуги «ушли», то клиенты нас бы не поняли (смеётся).

- А что раньше приходилось шить по индивидуальным заказам? – интересуюсь.

- Всё! Начиная от пальто, свадебных платьев, нарядов на выпускной бал до новогодних костюмов, причём не только для своих детей, бывало, всю детсадовскую группу к Новому году готовили… Работали и с кожей, мехом, наверное, со всеми материалами.

Творческая жилка включалась и помогала справиться с поставленной задачей.

- Что чувствовали, когда видели результат своего труда?

- Удовольствие! Заказы бывали ой, какие непростые, но, когда получалось их выполнить, счастье переполняло.

Моя собеседница рассказала о случае, который произошёл недавно. Она смотрела свою любимую передачу на НТВ «Ты супер!», и в одном из номеров увидела танцующих подростков в костюмах, которые шьются в Сморгони.  

- Как же я обрадовалась! – смеётся Елена Евгеньевна. - Стала звонить своим девчатам: «Смотрите, в наших костюмах – танцоры в телевизоре!» А сколько людей в Минске, Сморгони, других городах носят наши вещи!

- А правда, что самое большое удовольствие для швеи – создавать одежду для детей?

- Правда! Особенно, когда для своих детей шьёшь. Ещё больше радуешься – когда внуки появляются. И ты для них что-нибудь придумываешь. Но самый большой кайф – создавать куклы.

Ювелирная работа

IMG_9292.JPG

О! Это отдельная страница в жизни нашей героини. Не шить, а именно творить куклы Елена Евгеньевна стала лет двенадцать назад.  Решила отвлечься от реальности.

- Однажды я услышала о том, что кукла Тильда пользуется бешеной популярностью за рубежом, и в Беларуси к ней есть интерес.  «Загуглила» это незнакомое слово – и получила информацию, которая подтолкнула пошить текстильную куклу. Получилось. Но это занятие меня не увлекло. Тильда – кукла с глазами, но без носа и рта. По сути, без эмоций. А мне захотелось создавать харАктерные образы. Я перестала брать выкройки из интернета или у других рукодельниц, начала сама придумывать образы и создавать  их от начала до конца. В ход пошли разные виды тканей, кожа, замш, синтепон, пряжа, пуговицы, бусинки…

Все элементы изделия мастерица продумывает до мелочей. Чтобы сделать куклу, нужно быть одновременно и скульптором, и художником, и портным, и парикмахером. Каждый образ – пережит, создан с любовью, поэтому кажется живым.

- Куклы быстро не шьются, - подтверждает мои мысли собеседница. -  Сроков создания для себя никаких не ставлю. На одну куклу может уйти и полгода.

IMG_9221.JPG

IMG_9248.JPG

IMG_9249.JPG

IMG_9252.JPG

IMG_9259.JPG

29.jpg

9.jpg

- Психологи говорят, что в наше беспокойное время куклы могут стать одним из самых мощных средств исцеления души. А Вам они помогают успокоиться?

- Конечно! Куклы создаются не во время работы. Бывает, приходишь домой уставший или расстроенный, садишься за стол – и весь негатив уходит. Творчество – как таблетка, как волшебная пилюля действует. Я шучу, что прячусь от проблем за куклы.

 - А какова дальнейшая судьба ваших творений?

- Я к ним не привязываюсь, легко расстаюсь. Мне интересен процесс, а результатом с удовольствием делюсь с другими – в основном, дарю родным и друзьям, несколько кукол невестка передавала на благотворительные школьные ярмарки, которые были организованы в поддержку больных детей. Есть мои экспонаты и в музее кукол в Сморгонской начальной школе. 

«Я создан на радость людям!», - говорил с уверенностью Буратино (а он был куклой), герой известной сказки. Это же утверждение можно применить и к каждой неповторимой работе сморгонской мастерицы.  

IMG_9269.JPG

IMG_9273.JPG

Галина АНТОНОВА.

Фото автора.

Похожие новости

Окушковский «остров Везения»

Як стварыць шэдэўр з лазыПра гэта ведаюць народныя майстры Рэспублікі Беларусь Аляксандр і Людміла Мускія

Эдуард ХАНОК: “Мой эликсир молодости – современные песни»

Дакрануцца фарбамі да сэрца

В жизни бывают встречи


Интересные и актуальные новости Сморгонского района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!

 #Новости_Светлы_Шлях  #Люди_Сморгонщины