Крепко стоять на земле, чувствовать почву под ногами – об этом Олег Фабишевский знает не понаслышке. И о том, как почва уходит из-под ног, он тоже может рассказать.
Жизнь без ног: скажи «нет» унынию
Пример смирения
Олегу – 45 лет, у него нет ног. А раньше были. Он родился абсолютно здоровым. Рос весёлым, подвижным ребёнком. «Во дворе часто мяч гонял. Потом пять лет занимался футболом у тренера Владимира Гаврилкевича, - уточняет Олег. – Мы много тренировались, играли, участвовали в соревнованиях по всей Беларуси, даже в Украину ездили. А в старших классах самбо занимался у Сергея Новика. И когда поступил в ПТУ-128 (на слесаря механосборочных работ, оператора станков с программным управлением), продолжал спортом заниматься, и когда пришёл на работу на завод оптического станкостроения, всегда отстаивал честь предприятия на спортивных соревнованиях».
В 2011 году на футболе ему пришлось поставить крест. Стали сильно болеть ноги. Выявили атеросклероз нижних конечностей – заболевание, связанное с образованием атеросклеротических бляшек в артериях таза и нижних конечностей. Оно приводит к сужению просвета артерии, вплоть до полного ее закрытия. Проявляется чаще всего болями в голени и стопе при ходьбе; в тяжелых случаях боли возникают в покое и развиваются трофические расстройства (некрозы и гангрена).
«Сказали, что кровь густая, надо разжижать, - вспоминает мой собеседник. – Сначала лекарствами пробовали, потом – хирургическим путём, за год пять операций сделали. Проводили баллонную ангиопластику со стентированием сосуда (расширение суженной части и установка стента для профилактики повторного сужения просвета – авт.), шунтирование (создание обходных путей для тока крови вокруг безвозвратно пораженного участка сосуда – авт.). Где я только не лечился: в Гродненской больнице, потом в Боровлянах, в Минске – в четвёртой и пятой.
Эффект держался месяц, потом снова – тромбы, нога опухала и сильно болела. Стал ходить на костылях».
В октябре 2011 года в республиканском центре пластической и конструктивной микрохирургии Олегу сказали прямо: «Только ампутация, если хочешь жить… Иначе тромб может оторваться и «пойти» в сердце».
«Я настолько был измотан болезнью, что спокойно принял мысль: дальше буду жить без ноги, - говорит мой собеседник. - Согласился на ампутацию. Не стал делать операцию в Боровлянах, вернулся в Сморгонь. Решил, что проще будет доехать домой без ноги из нашей больницы…».
Протез – в помощь
Олег был единственным ребёнком в семье. Его отец скончался скоропостижно (не дожил две недели до 50 лет). «После больницы мама ухаживала за мной. Конечно, плакала, переживала, но и очень меня поддерживала. А я особо не унывал, - улыбается Олег. - Нога заживала довольно хорошо. Спустя год стал на учебный протез. Почувствовал себя увереннее. Правда, обращаться с протезом было сложно: шутили с мамой, что легче коня запрячь, чем протез на ногу надеть. Два года учился на нём ходить, а потом сделали специальный, вакуумный протез, не надо было ремни застёгивать. Легко надевался, и ходить в нём было проще. Научился хорошо держать равновесие. Вообще почувствовал себя здоровым человеком…».
После того, как Олег лишился ноги, ему пришлось уволиться с завода. В 2015 году он пришёл в УТЦСОН «Тёплый дом», в отделение социальной реабилитации, абилитации инвалидов. Хотелось общения. И здесь оно было. Старался участвовать в мероприятиях отделения, помогать, чем мог. Появились друзья, в том числе колясочники.
А потом Олегу предложили в отделении работу – полставки руководителя кружка по информатике. С тех пор мужчина преподаёт людям с инвалидностью азы компьютерной грамоты.
Как отметила заведующая отделением социальной реабилитации, абилитации инвалидов Инна Раутенко, редко в таких отделениях работают люди на колясках. А в Сморгони – три таких человека: Катя Хоружик, Женя Шматина и Олег Фабишевский, и все они прекрасно справляются со своими обязанностями.
Да, я не ошиблась, когда написала, что Олег – человек на коляске. 5 сентября 2020 года он похоронил маму. Она умерла скоропостижно от коронавируса, у женщины были проблемы с сосудами, и «корона» её окончательно сгубила. «Мама была близким для меня человеком, её уход я сильно переживал, - уточняет мой собеседник. - Возможно, это и отразилось на здоровье. Спустя неделю после смерти мамы, ночью 12 октября, не смог подняться в туалет, отказала нога. Вызвал скорую.
После КТ, выявили, что тромб высоко в паху. Отослали результат в Гродно, оттуда ответили, что просвет сосуда сильно забит… Боль была сильной. Мне предлагали подождать, потерпеть, может, удастся как-то решить проблему, но я не мог терпеть, на стены лез от боли».
Из футболиста – в футбольного фаната
После операции нога заживала долго, два месяца Олег пролежал в больнице.
- Но старался себя не «загонять», что остался совсем без ног. Больше давила мысль, что мамы больше нет, что дома никто не ждёт, - замечает мужчина.
- Вы никогда не были женаты?
- Женщины были, но до загса дело не дошло. Хотел найти жену, похожую на маму – добрую, хозяйственную, но попадались ветреные или сильно требовательные (смеется).
- Навещал Вас кто-нибудь в больнице?
- Конечно! Друзья, коллеги. Домой привёз Володя Хвостенко, с которым вместе гоняли в футбол ещё в детстве, а потом работали на заводе.
Инна Юрьевна (заведующая отделением УТЦСОН «Тёплый дом» - авт.) коляску привезла. Я понял, что надо учиться жить по-новому.
- А на протезы стать не получается?
- Это сложно, обе ноги ампутировали в районе паха. Протезы, по сути, не к чему крепить.
- Насколько я знаю, Вы живёте один, к Вам не приходит соцработник…
- Первое время после больницы ко мне приходила помощница, с которой мы давно дружим. Она помогала. Со временем сам многое научился делать: готовить, убирать в квартире. Дома себя обслуживаю. Самое сложное – на улицу выехать. Пять ступенек от входа в подъезд до тротуара для меня непреодолимые. И хоть пандус есть, но в одиночку спуститься не получается. Помогают друзья. Мой дом находится рядом с «Тёплым домом». Утром хлопцы приходят, помогают выйти на улицу. А дальше я сам неплохо справляюсь (улыбается). Сложнее, конечно, зимой по снегу на коляске передвигаться.
На улице я часто вижу Олега – в обычные дни и на различных городских мероприятиях. С другом-колясочником Артёмом – заядлые футбольные болельщики, ездят даже в Островец на игры. «Артём – за рулём. Но стараемся кого-то брать с собой, чтобы коляски помог из багажника достать и нам передать, - уточняет Олег. – Я не унываю, люблю бывать на людях. Не напрягаюсь, если кто-то по отношению ко мне проявляет особое внимание.
Конечно, бывают моменты уныния. Но недолго. Стараюсь не уходить в себя, а выходить к людям. Жизнь, на самом деле, штука интересная. Не надо от неё прятаться».
Галина АНТОНОВА.
Фото автора и из архива Олега ФАБИШЕВСКОГО.