Защита нарушенных прав в сфере закупок

 

Защита нарушенных прав в сфере закупок

100 лет органам торговли
16.02.2024
280
Одной из основных задач Комитета государственного контроля является осуществление контроля за эффективным и рациональным использованием бюджетных средств. В данной сфере на постоянной основе проводятся контрольно – аналитические мероприятия.
госконтроль1.jpg

В современных условиях при расходовании средств бюджета весьма востребована и актуальна сфера государственных закупок товаров (работ, услуг).

Согласно статистическим данным, размещенным на официальном сайте Государственной информационно-аналитической системы управления государственными закупками, в 2023 году в республике проведено более 760 тысяч процедур государственных закупок.

Принимая во внимание основные принципы госзакупок: развитие конкуренции, обеспечение справедливого и беспристрастного отношения к потенциальным поставщикам, предотвращение коррупции, законодательством предусмотрена возможность защиты прав и законных интересов заинтересованных лиц.

Законом Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон) установлены следующие механизмы защиты прав и законных интересов лиц при осуществлении госзакупок:

1) прямое урегулирование споров с заказчиком, организатором, товарной биржей, оператором электронной торговой площадки (статья 51 Закона);

2) подача жалобы в уполномоченный государственный орган по госзакупкам, т. е. в Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (далее – МАРТ) (статья 52 Закона);

3) судебный порядок защиты (статья 56 Закона).

Участники процедуры госзакупки, иные юридические и физические лица вправе обратиться к заказчику (организатору), товарной бирже, оператору электронной торговой площадки для урегулирования спорной ситуации, которая, по их мнению, нарушает их права и законные интересы.

Участник может воспользоваться данным способом защиты до момента заключения договора или до начала обжалования в МАРТ. Иное лицо – до истечения срока для подготовки и подачи предложений в части, касающейся документов, предоставляемых для подготовки предложения.

Такое заявление необходимо подавать в электронной форме путем его размещения на электронной торговой площадке. В случае проведения закрытого конкурса, закрытой процедуры запроса ценовых предложений, биржевых торгов, процедуры закупки из одного источника заявление направляется заказчику, товарной бирже в письменной форме.

Жалоба в МАРТ на действия (бездействие) и решения заказчика, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки может быть подана любым лицом до истечения срока для подготовки и подачи предложений.

Участник может обжаловать в МАРТ действия (бездействие) и решения заказчика, комиссии и ее членов, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки (за исключением жалоб в отношении документов, предоставляемых для подготовки предложения) со дня истечения срока для подготовки и подачи предложений, но не позднее 10 календарных дней со дня уведомления участников о выборе участника-победителя либо об отмене процедуры государственной закупки или признании ее несостоявшейся.

Участник процедуры закупки из одного источника может подать жалобу на действия (бездействие) и решения заказчика, комиссии и ее членов в МАРТ со дня получения предложения от заказчика о заключении договора до дня его заключения.

При проведении процедур открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений жалоба подается в электронном виде через электронную торговую площадку, при иных процедурах – в письменной форме.

Пунктом 3 статьи 52 Закона установлены требования к содержанию жалобы, направляемой в МАРТ.

В судебном порядке могут быть обжалованы действия (бездействие) и решения заказчика (организатора), комиссии и ее членов, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки.

Кроме того, процедура государственной закупки, проведенная с нарушением законодательства, может быть признана недействительной в судебном порядке по иску заинтересованного лица. Признание процедуры государственной закупки недействительной влечет недействительность договора, заключенного по результатам такой процедуры (статья 419 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

Обращение в суд осуществляется в порядке, предусмотренном главой 25 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь.

Вышеописанные способы защиты способствуют восстановлению нарушенных прав и законных интересов субъектов в области государственных закупок, а также оперативному выявлению нарушений в данной сфере.

Следует напомнить, что статьей 12.9 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях за нарушения порядка осуществления государственных закупок товаров (работ, услуг) предусмотрено наложение административных взысканий в виде штрафов в размере до 100 базовых величин.

 

Статьи по теме: