Ежемесячно жители Сморгонского района производят 2400 тонн мусора. Именно столько «ценного груза» доставляют мусоровозы на полигон «Черный Бор». Что происходит с отходами после выгрузки, на сколько еще хватит площади полигона и правда ли то, что сортированный и несортированный мусор оказываются в конечном итоге в одном контейнере, мы узнали, побывав на городской свалке, как называют полигон «Черный бор» в простонародье. «Экскурсию» для нас провела мастер участка «Саночистка» РУП ЖКХ Татьяна Олехно.
«Черный бор»: отслеживаем путь мусорных пакетов
Одновременно с нами на полигон подъезжает мусоровоз. Обычный, с боковой загрузкой. Такие машины вывозят мусор из общих контейнеров во дворах. Для контейнеров с бумагой, стеклом и пластиком есть другая машина. Культура раздельного сбора твердых бытовых отходов пока не слишком развита у сморгонцев. Так что много бутылок, коробок и прочих перерабатываемых отходов приезжает вперемешку с остатками пищи и другим мусором. Для того, чтобы отделить «зерна от плевел», на свалке установлена сортировочная линия. Туда-то и выгружает мусоровоз все привезенное. Бункеровщик постепенно пододвигает мусор к ленте, в восемь рук сортировщики разбирают то, что полагается отправлять на переработку, по большим тюкам. Тюки забирает прессовщик, чтобы сделать из огромных тюков аккуратные кубики. Невостребованный мусор отправляется по ленте в прицеп трактора, а затем сваливается в так называемую карту. Карта – большая специально подготовленная яма. Дно ее выстлано двумя слоями плотной пленки, чтобы отходы не загрязняли почву и грунтовые воды. По мере наполнения ямы мусор трамбуется. Когда его слой достигает двух метров в высоту, насыпается слой земли. Потом снова мусор – такой вот слоеный «пирог».
К сожалению, мусор из специальных контейнеров для бумаги, стекла и пластика тоже не минует сортировочную ленту. Далеко не все знают, что, к примеру, пластиковые коробки от тортов не перерабатываются, остаются в общей куче мусора. Загрязненная тара типа бутылок от растительного масла – тоже. Не стоит выбрасывать в спецконтейнеры виниловые обои, бумажные пакеты со слоем полиэтилена внутри, фольгированные тетрапаки. Не должны попадать на полигон и опасные отходы: батарейки, ртутные термометры и лампы, шины.
Полигон начал свою работу в начале 2000-х и рассчитан на 37-летний срок службы. За прошедшие годы заполнена одна карта полигона, всего их три общей площадью почти 7 га.
В горах мусора, который бульдозер толкает в яму, глаз особо ни за что не цепляется. Все отходы, словно перемолоты гигантской мясорубкой в плохо пахнущий фарш. И вдруг выхватываещь взглядом оранжевые пятна. Тыквы! Прямо на спрессованном мусоре стихийно вырос целый огород. Люди выбрасывают подпорченные овощи, а их семена находят благоприятные условия для роста прямо посреди полигона. Судя по размерам, тыквы чувствуют себя здесь прекрасно. В отличие от людей. Все-таки работа на полигоне не зря считается вредной. Сортировщики работают в защитных очках и респираторах. Каждый день, в холод и невыносимую жару. Один обеденный перерыв, каждые два часа – время для короткого отдыха.
Рабочие – единственные обитатели свалки. Разве что птицы ищут, чем поживиться да собаки иногда заглядывают. Желающих покопаться в поисках чего-нибудь ценного сторожа не впускают. Да и ценностей особых тут вряд ли можно найти. Раньше головной болью работников полигона были частые возгорания мусора, сейчас перестали забирать золу из частных домов, пожаров не стало.
Не так много времени осталось до того, как полигон выработает свой ресурс. Для утилизации твердых бытовых отходов придется подыскивать другой участок. Жаль только, что мусор не разлагается так же быстро, как наполняются контейнеры в наших дворах.
Виолетта ВОЙТКО.
Фото автора.