Многие граждане после строительства жилого дома и подключения всех необходимых инженерных сетей для комфортного проживания зачастую не знают, что делать дальше.
Основными нормативными документами, регулирующими порядок приёмки частного дома в эксплуатацию, является Положение о порядке приёмки в эксплуатацию объектов строительства, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06 июня 2011 г. №716, и Указ Президента Республики Беларусь от 25 июля 2022 года №253 «Об упрощенном порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства».
Жилой дом вводится в эксплуатацию приёмочной комиссией, которая назначается представителями местных органов власти. Основанием для ввода дома в эксплуатацию является ведомость технических характеристик, изготовление которой осуществляется в организации по государственной регистрации (в простонародье – БТИ), по заявительному принципу.
Комитет напоминает, что для получения ведомости технических характеристик на ввод жилого дома в эксплуатацию в момент проведения обмера специалистом по объекту должны быть выполнены: в полном объёме – фундамент, стены, перекрытия, кровля, окна, полы, система отопления, водоснабжение, канализация и электроснабжения.
Допускается: отсутствие покрытий полов, дверных блоков в межкомнатных перегородках, наружной отделки, внутренней отделки, светильников, розеток, выключателей и т. д., отсутствие ванн, душа, унитаза, биде, душевых поддонов, газовой и электрической плиты и т. п., отсутствие отмостки, крылец, пандусов, навесов и т. п., отсутствие хозяйственных построек на придомовой территории.
Конечным результатом работы приёмочной комиссии является акт приёмки, затем местный исполнительный комитет принимает решение об утверждении соответствующего акта.
Значительная часть граждан принимает решение исполнительного комитета за конечный документ, однако после получения вышеназванных документов необходимо снова обратится в территориальную организацию по государственной регистрации и заказать изготовление технического паспорта (без проведения обследования) и только после его получения написать соответствующее заявление о государственной регистрации создания и возникновения прав в отношении возведенного капитального строения, жилого дома, (здания, сооружения), изолированного помещения или незавершенного законсервированного капитального строения.
Обращаем внимание, что срок обращения за государственной регистрацией ограничен двумя месяцами и начинается со дня принятия решения об утверждении акта приемки в эксплуатацию объекта строительства или подписания акта о консервации.
Мерой гражданской ответственности за невыполнение обращения за государственной регистрацией в двухмесячный срок предусмотрено статьёй 24.48 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и влечет наложение штрафа в размере от 5 до 10 базовых величин.
В целях контроля за соблюдением организациями по государственной регистрации порядка приёма заявлений в Комитете государственного контроля Гродненской области 28 октября с 10.00 до 12.00 будет работать телефон горячей линии: в г. Гродно 8 (0152) 79-88-18, по которому вы можете обратиться с вопросами и информировать об имеющихся случаях нарушений приёма либо необоснованного отказа в приёме заявления в организации по государственной регистрации.
Татьяна СЛАБЫШ, заместитель председателя
Комитета государственного контроля
Гродненской области