Например, ребенок пошел в школу или сад, а вернулся с «бонусом» - насморком. Насморк – это территориальный конфликт. Человеческое обояние предназначено вдыхать окружающую среду, но когда внешние обстоятельства изменяются, нос блокирует восприятие из-за страха, тревоги, волнения, стресса. Если проанализировать, можно заметить, что конфликты между родителями и детьми тоже увеличиваются в учебный сезон. В психологии есть такое понятие «идентифицированный пациент»: когда в семье есть какой-то конфликт, а в силу возраста и положения ребенка его мнение взрослые не учитывают, то реакцию ребенок выдает на физическом уровне (в виде болезней). Мозг дает сигнал – принять меры. Организм сам предлагает ребенку остановиться, отдохнуть, подумать о том, что происходит «здесь и сейчас». Уставший и переполненный адреналином организм в какой-то момент дает сбой в виде болезни и формируется схема: школа – стресс – болезнь – избегание небезопасного пространства. В результате – хронические болезни, недомогания. Поговорив с ребенком, можно распознать причины болезни.
Что же делать родителям? Отследить реакции ребенка и внимательно относиться ко всем изменениям в его поведении. Создать детям островок безопасности дома: когда ребенку безопасно дома, школьные неурядицы воспринимаются спокойнее. Применять на практике действенные упражнения: сжимать и разжимать кулаки (для снятия напряжения), использовать физическую нагрузку. Обратить внимание на тон общения с ребенком, следует избегать фраз, которые начинаются с частицы «не», использовать фантазийный опыт (ребенок сам придумает или вспомнит историю, где он вышел из ситуации победителем). Главное – любить и принимать своего ребенка таким, какой он есть, завышенные ожидания – тоже причина болезней детей.
Школьная психосоматика – это не симуляция или манипуляция взрослыми, а болезни, которые развиваются с участием психики, но проявляются телесно. Это уловка эволюции, позволяющая детям выживать, быстро реагируя на то, что происходит вокруг него.
Ольга ТУРУТО,
педагог-психолог СШ №5.