Сморгонский район стабильно расширяет портфель зарубежных поставок

 

Сморгонский район стабильно расширяет портфель зарубежных поставок

Экономика
17.01.2020
1363
Караваны уходят на экспорт

Сморгонский район в экспортном потенциале Гродненщины имеет особое значение: его удельный вес в объеме внешних продаж предприятий области составляет почти треть — 32,5 процента. Здесь работают 59 компаний, ведущих внешнюю экономическую деятельность, и более 90 процентов экспорта товаров приходится на пять стран: Россию, Польшу, Украину, Литву, Румынию. Вместе с тем здесь ведут системную работу над диверсификацией поставок, отметил корреспондент издания "СБ. Беларусь сегодня".

Сальдо в плюсе

География работы предприятий Сморгонского района расширяется постоянно. Среди стран, с которыми сотрудничают местные компании, — Афганистан, Бельгия, Болгария, Венгрия, Вьетнам, Германия, Грузия, Дания, Египет, Индия, Ирак, Испания, Италия, Китай, Камбоджа. И это только часть списка. За прошлый год предприятия смогли обеспечить району объем торговли на уровне более 650 млн долларов, что составляет 109,6 процента к показателю 2018 года. Кстати, за последние пять лет объемы экспорта выросли более чем в 5 раз.

Справедливости ради стоит сказать, что за 2019-й на 10,8 процента подрос и объем импорта. Но председатель Сморгонского райисполкома Геннадий Хоружик замечает важный момент: внешнеторговое сальдо все равно сложилось положительным.

— Наибольший удельный вес в экспортной продукции у нас имеют древесно-стружечные и древесно-волокнистые плиты — более трети всех поставок. Также существенную долю занимают жмыхи и другие твердые отходы, получаемые при извлечении растительных масел, — 18,4 процента всего экспорта, растительные масла — 30,5 процента. Чуть меньшая доля приходится в портфеле поставок на плиты, листы, пленку и полосы из пластмасс — 4,3 процента и на тракторы — 1,7 процента всего экспорта. В связи с приходом к нам инвесторов, которые налаживают здесь свои производства, в перспективе развития района ожидается увеличение объема поставок.

Говоря о предприятиях-поставщиках, Геннадий Хоружик отметил, что в данный момент наибольший удельный вес в формировании экспортного потенциала в районе занимают предприятия «Белагротерминал» (50,3 процента) и «Кроноспан» (36,2 процента).

— Серьезно за прошлый год увеличили экспортные поставки на УПП «Сморгонский комбинат хлебопродуктов». Компания смогла поставить в 1,6 раза больше продукции, чем в 2018-м. Из года в год комбинат хлебопродуктов расширяет ассортимент своей продукции, делает ее более доступной и привлекательной для покупателя. И вместе с тем строго следует своему главному девизу «Обеспечить качество, безопасность и полезность». В этом году компании исполняется 45 лет. За весь это период там наработали надежные контакты с партнерами из-за рубежа. Сегодня продолжают расширять географию своих поставок.

Центр империи всех злаков

Сморгонский комбинат хлебопродуктов стал одним из крупнейших в стране производителей крупы и овсяной муки, а также хлопьев и каш, не требующих варки. Здесь уделяют особое внимание отбору сырья — на предприятии действует система менеджмента качества, соответствующая требованиям СТБ ISO9001–2015. Директор предприятия Максим Кузьменок особо выделяет, что только ответственный подход к производству на всех его этапах позволяет выпускать высококачественную продукцию, которую уже хорошо знают за рубежом:

— Мы производим вкусные и полезные крупяные изделия, рапсовое масло, жмых и комбикорм. Это, конечно, список далеко не полный. Продукция предприятия пользуется устойчивым спросом на рынке страны и за ее пределами. Из всех видов мукомольно-крупяных изделий самую большую популярность на экспортном направлении завоевала овсяная крупа. В целом на данный момент мы уже экспортируем продукцию более чем в 10 стран: Польшу, Литву, Латвию, Эстонию, Чехию, Россию, Австрию, Словакию, Венгрию, Словению, Молдавию, Украину, Сербию, Нигерию, Канаду и Китай. В конце прошлого года открыли новый дня нас рынок Венесуэлы — поставили туда первую партию продукции.

Для увеличения узнаваемости на прилавках компания продвигает свой бренд «Империя злаков». В линейку товаров входят разнообразные виды овсяных каш, ржаные, гречневые и овсяные хлопья, ассортимент круп. Также комбинат работает в коллаборации с другими торговыми марками, чтобы расширить круг потребителей.

Особое отношение на Сморгонском комбинате хлебопродуктов к рапсовой культуре. Предприятие занимается производством рапсового нерафинированного масла марки «Р», производит рапсовый жмых и комбикорма для многих видов животных. Большая часть производимого рапсового масла при этом реализуется на экспорт. Ключевыми покупателями выступают ближайшие страны Евросоюза.

— Мы поставляем масло в Латвию, Литву, Эстонию, Украину, Китай, Норвегию. Чтобы уверенно работать с зарубежными партнерами, мы ежегодно проходим аттестацию экологичности нашего сырья.

Максим Кузьменок не скрывает: работать с внешними рынками — дело очень ответственное. За качеством нужно следить с особой скрупулезностью, ведь от каждого продукта в линейке зависит имидж не только предприятия, но и вообще страны. В связи с этим на Сморгонском комбинате хлебопродуктов постоянно ведут работы по модернизации производства и обновлению оборудования.

— В 2020 году мы запланировали объем инвестиций в основной капитал в размере 3,2 млн рублей. На закупку нового оборудования направим 1,2 млн рублей. 

Услуги для 34 стран

Существенную долю в экспортном потенциале Сморгонского района занимает и оказание услуг. Хотя большинство предприятий все еще подводит итоги прошлого года, Геннадий Хоружик обращает внимание: эта статья дохода составит более 11 млн долларов. Это в 1,8 раза превысит показатель 2018 года. 

— Экспорт услуг осуществлялся в 2019 году для резидентов 34 стран. В структуре экспорта доминирующее положение занимают транспортные и строительные услуги. Удельный вес транспортных услуг составляет 84,2 процента, что эквивалентно 8 млн долларов. В свою очередь строительные составили 7,8 процента (745,5 тысячи долларов — темп роста 67,3 процента). Деловые услуги занимают долю в 4,4 процента при темпе роста в 3,9 раза. Туристические услуги также приросли на 25,8 процента и в общей доле составили 3,4 процента. Пока все еще подводим итоги, но с уверенностью могу сказать, что прошлый год мы закончили с хорошим результатом. 

Статьи по теме: